среда, 16 ноября 2011 г.

Но и я

"Мы умеем строить сверхзвуковые самолеты и отправлять ракеты в космос, мы способны найти преступника по одному-единственному волоску или микрочастице кожи, мы выращиваем помидоры, которые сохраняют свежесть три недели и даже дольше, мы придумали малюсенький электронный чип, способный вместить пропасть информации. Мы умеем оставлять людей умирать на улице."  
                                                             Дельфин де Виган "Но и я"
Книга, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. И что бы не говорили псевдокритики; "Дурацкая книжка для подростков; наивный французский максимализм, отстой.." (комментарии соответствуют словарному запасу их авторов), лично для меня - это шедевр. Я всю жизнь предпочитала классику, но эта книга поразила меня, зацепила за живое. Да, она наивна, да, повествование, которое ведется от лица четырнадцатилетней девочки, пусть и вундеркинда,  по определению не может изобиловать мудрыми мыслями и жизнеутверждающими метафорами. Но ее простой, близкий каждому, но не доходящий до каждого, язык затронул те грани моей души, о которых я и не подозревала. Сколько бездомных людей мы видим каждый день на улицах, вокзалах, переходах метро. Скольким из них мучительно стыдно за свой образ жизни, скольким все безразлично... они стали частью нашего повседневного пейзажа наравне с газетными киосками и фонарными столбами. Мы замечаем только тех, кто нагло протягивает к нам руку,дыша перегаром,  рассказывает басни о больных детях ( что крайне, крайне редко является правдой и от этого вдвойне возрастает наше презрение), мы отмахиваемся от них, как от назойливых мух. Но есть и другие , те, кто стремится спрятаться от наших безразличных глаз.  Мы не замечаем пустой блуждающий взгляд,  несколько слоев поношенной одежды, призванной защищать не только от холода, но от всего мира, стремление раствориться в толпе...Я не призываю сейчас всех броситься на помощь бездомным, привести их в свой дом, сделать частью себя, как героиня Вигана. Я сама на это неспособна. Просто мысли об этих людях никогда не приходили мне в голову: как получилось, что им однажды стало некуда идти?.. Не думаю, что в этом можно винить только пьянство или дурные наклонности. Все гораздо глубже, все гораздо трагичнее. Статистика в подобном деле неуместна, это - люди-призраки, их невозможно посчитать, им практически невозможно помочь. Деньги и прочие материальные блага здесь не играют решающую роль, основная проблема расположена вблизи центра грудной полости и состоит из миокарда. Иными словами, если в сердце однажды поселился ужас одиночества, изгнать его оттуда не под силу никому и ничему. Мой словарный запас иссякает, книгу эту я зачитала до дыр... Никакой морали здесь нет - судьба подчас приберегает для нас такие виражи, о которых мы раньше и не догадывались.

Комментариев нет:

Отправить комментарий